Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Человек.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, чем человек отличается от других живых существ. Научатся различать внешность человека и познавать его внутренний мир. Постараются осознать необыкновенную сложность внутреннего мира человека.

Учебные материалы: DVD, диск «Анатомия» (фильм «Поведение»); мультфильм «Маугли»; книга «Что такое? Кто такой?» (Том 2. — М.: Педагогика-Пресс, 1992).

Ход урока

1. Актуализация знаний

Дети отвечают на вопросы текста по теме «Природа». (Здесь и далее — пособие Е.М. Тихомировой «Тесты по предмету окружающий мир» издательства «Экзамен»),

2. Мотивация учебной деятельности

— Отгадайте загадку.

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

— О ком говорится в загадке?

О человеке пойдёт речь сегодня на уроке.

3. Работа по теме урока

— К какой части природы относится человек? Докажите, что человек — живое существо.

Вспомните отличительные признаки каждой группы животных. Что умеют делать животные каждой группы?

На доске вычерчивается таблица.

Группа животных

Отличительный признак

Умения

Насекомые

6 ножек

ползают, носят тяжести, строят жильё

Рыбы

чешуя

плавают, ныряют

Птицы

перья

летают, строят гнёзда, обучают птенцов

Звери

шерсть

бегают, прыгают, строят жилища, воспитывают потомство

— Чем человек похож на животных каждой группы? (Человек может плавать, бегать, прыгать, строить себе жильё, растит и воспитывает детей.)

Чем человек отличается от других зверей? В каком возрасте мы больше всего похожи на животных?

Человек относится к живой природе, но отличается от всех других живых существ. Что может и умеет делать человек, а животные — нет? (Человек умеет говорить, читать, писать, придумывает разные вещи.)

Не случайно я начала урок с загадки, в которой говорилось о том, что человек умнее всех на Земле. Он умеет читать и писать, сочинять стихи, рисовать. Человек придумал буквы, цифры, ноты; изобрёл акваланг и теперь может находиться под водой и нырять не хуже, чем рыба. Человек изобрёл самолёт и вертолёт, поэтому может летать выше и быстрее птиц. Те строения, которые он возводит, не может создать ни одно животное в мире. А попробуйте научить пользоваться компьютером медведя или обезьяну! Всё это подтверждает, что человек — разумное существо. Прочитайте статью «Разумное существо» и ответьте на вопрос: где у человека находится «разум»?

Дети читают текст на с. 10-12.

— Благодаря чему человек может думать, узнавать что-то новое? Где находится головной мозг? Какая наука изучает внутренний мир человека? «Расшифруйте» слово «психология».

Как вы думаете: человек рождается со всеми знаниями и умениями или приобретает их постепенно? Как будет развиваться человек, если он не будет общаться с людьми? Чему он сможет научиться сам? Чему не научится никогда?

Учитель показывает фрагмент мультфильма «Маугли», в котором мальчика обучают звери.

— Вам хорошо известно это произведение Киплинга. Что в нём правдоподобно, а что нет?

Никогда человек, попавший к животным и не видящий людей, не научится говорить. Он будет даже ходить не так, как все остальные люди. И уж, конечно, ни о каком чтении, письме, математике не может быть и речи. Поэтому можно сделать вывод о том, что знания и умения человеком приобретаются постепенно и постоянно.

Какие органы помогают человеку узнавать об окружающем мире?

Глаза, уши, нос, рот помогают нам воспринимать окружающий мир и посылают информацию в головной мозг. Как это происходит?

Учитель показывает фрагмент из фильма «Поведение», в котором говорится о памяти, речи и мышлении.

Если у педагога нет кинофильма, то дети читают статью «Ступеньки познания» на с. 12-14 учебника, а затем выполняют задания 1, 2 на с. 6 рабочей тетради.

— Что помогает человеку сохранить полученную информацию?

Подготовленный ученик делает мини-сообщение о памяти. Для доклада использован материал книги «Что такое? Кто такой?»

Ученик. Память — способность человека запечатлевать в головном мозгу, сохранять и воспроизводить то, что он ранее воспринимал, переживал, делал, думал. Благодаря памяти люди могут сохранять и использовать накопленный ими опыт, знания, передавать их другим людям.

— Очень многое надо помнить всю жизнь. Например, как пишутся буквы, таблицу умножения. Если бы не было памяти, мы бы никогда не смогли чему-то научиться.

Память человека устроена таким образом, что необходимое она помнит, а ненужное забывает. Для человека было бы очень плохо, если бы в памяти оставалось всё, что он когда-либо узнал. Тогда память была бы похожа на туго набитый ненужными вещами чемодан. Поэтому главное правило запоминания — думать!

Надо думать о том, что вы запоминаете. Связывать это с тем, что уже известно, представлять то, что запоминаете. А самое важное — думать, когда и для чего всё это может вам пригодиться.

Дети отвечают на вопросы.

• Что такое память?

• Что сохраняется и передаётся благодаря памяти?

• Хорошо или плохо то, что мы многое забываем?

Если позволяет время, ученики играют в игры, предложенные в задании № 3 нас. 6 рабочей тетради.

— Благодаря чему человек может сравнивать, делать выводы? Какое свойство человека помогает ему представлять то, чего он не видит в данный момент?

4. Рефлексия учебной деятельности

Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 15.

— Что мы узнали на уроке? Чему научились? Что осознали? Сравним наши выводы с выводами Мудрой Черепахи на странице 15.

Учитель проводит инструктаж по подготовке проекта по теме «Богатства, отданные людям».

Дома дети выполняют задание на № 4 на с. 7 рабочей тетради и задания на с. 15 учебника.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Животноводство. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Для чего нужна экономика? Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Полезные ископаемые. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Государственный бюджет. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. По знаменитым местам мира. Плешаков

Нет комментариев. Ваш будет первым!