Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Для чего нужна экономика? Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Для чего нужна экономика?

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, что такое потребности человека, товары и услуги; узнают о роли экономики в нашей жизни.

Учебные материалы: рисунки с изображениями ножниц, машины, стиральной машины, пылесоса, кастрюли, букета цветов.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Что такое цепь загрязнения? Приведите примеры таких цепей. Как люди защищают себя от загрязнённого воздуха? Загрязнённой воды? Что такое экологическая безопасность?

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Экологическая безопасность».

Идёт обсуждение экологических знаков.

2. Мотивация учебной деятельности

— Отгадайте кроссворд.

1. У песочных ям, у горы крутой

Стоит великан с железной рукой. (Экскаватор)

 

2. Он жёлтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И с друзьями поиграть. (Песок)

 

3. На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.    (Человек)

 

4. Кто-то утром, не спеша,

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук —

Станет вдруг светло вокруг.    (Солнце)

 

5. Братцы в гости снарядились,

Друг за друга прицепились

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.    (Поезд)

 

6. На резиновом ходу все дороги обойду.

Я на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь.

Мне открыты все пути.

Вам со мной не по пути?   (Машина)

 

7. Дышит, растёт, а ходить не может.     (Растение)

 

8. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море.    (Река)

 

9. С края на край

Режет чёрный каравай,

Бездорожье не преграда,

Нет дороги — и не надо:

Сам себе кладёт под ноги

Две широкие дороги.       (Трактор)

Какое слово открылось в выделенных клетках? (Экономика.)

Сегодня мы начинаем разговор на экономические темы. Посмотрите на слова-отгадки. Как вы думаете, какое отношение все эти предметы имеют к экономике?

Ответить на этот вопрос вам помогут уроки раздела «Чему учит экономика».

Давайте определим, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

Дети читают текст на с. 37 учебника.

3. Работа по теме урока

— На уроках во втором классе мы начали разговор об экономике.

Что означает слово «экономика»? (Это всё хозяйство людей, а также наука, которая его изучает.)

Вспомните и перечислите, чем вы пользуетесь каждый день.

У каждого человека есть определённые потребности, без которых он просто не сможет жить. Для их удовлетворения необходимы определённые блага. Потребность в еде мы удовлетворяем какими-то продуктами, потребность в тепле — тёплой одеждой, тёплым жильём. Все живые существа на Земле получают пропитание от природы, но только люди научились добывать блага, необходимые для удовлетворения своих потребностей, в объёме, гораздо большем, чем может дать дикая природа.

Дети выполняют задания № 1, 2 на с. 21 в рабочей тетради.

— Не все блага человеку приходится добывать. Что-то природа даёт ему даром. Посмотрите на слова-отгадки. Что человек не добывает? (Солнечное тепло, реки.)

Послушайте стихотворение В. Орлова. Запомните, что человек не может купить.

Что ещё природа даром даёт человеку? Запишите в тетради 2-3 своих примера.

Воздух, солнечный свет, дожди, океаны даются человеку даром, их не надо производить, поэтому учёные-экономисты называют такие блага даровыми. Природа дарит их нам. Надо только разумно пользоваться ими.

Всё, что человек производит для своего потребления, — это экономические блага, или товары. Что человек производит? Для этого вспомните, какие отрасли экономики вы знаете. (Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.)

Что производит сельское хозяйство? Промышленность? Производит ли что-нибудь торговля? Для чего необходима эта отрасль экономики?

Торговля оказывает нам услуги. Мы приобретаем те блага, товары, которые нам необходимы, и не едем за ними к людям, работающим в сельском хозяйстве или промышленности. Какая отрасль хозяйства помогает доставить различные товары в необходимые места? Транспорт также оказывает нам услуги: привозит продукты в магазины, везёт нас на работу.

Какой вывод мы можем сделать? Есть отрасли экономики, которые создают определённые товары, а есть отрасли, которые оказывают нам необходимые услуги.

Все ли потребности человека может удовлетворить экономика? Приведите примеры потребностей, которые удовлетворяют с помощью сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта, торговли.

Дети отвечают, учитель составляет таблицу.

Отрасль экономики

Продукты отрасли

Сельское хозяйство

Овощи, фрукты, хлебные культуры (пшеница, рожь, ячмень, рис), технические культуры (хлопок, лён), мясо, молоко

Промышленность

Металлы, машины, станки, химические вещества, самолёты, тракторы, оружие, одежда, обувь, мебель, продукты питания

Строительство

Дома, поликлиники, школы, заводы, мосты

Транспорт

Перевозки пассажиров и грузов

Торговля

Продажа всего, что произведено сельским хозяйством и промышленностью

С помощью учебника запишите определения: что такое товары и услуги. Научимся их различать.

Дети выполняют задания Ns 4, 5, 7 на с. 22-24 в рабочей тетради.

— Посмотрите ещё раз на слова-отгадки. Объясните, какое отношение они имеют к теме нашего урока. (Машины, экскаваторы, поезда необходимы для многих отраслей экономики. Растения выращивают в сельском хозяйстве. Песок добывают и используют в промышленности и строительстве. Человек работает во всех отраслях.)

Молодцы! Вот видите, такие разные предметы, казалось бы, не связанные друг с другом никак, а мы нашли для них много общего.

Что нас обеспечивает теплом и светом? (Солнце.)

Только ли солнце обеспечивает нас этим? Вспомните, что вы делаете, когда вечером становится темно? (Включаем свет.)

Что происходит в ваших квартирах зимой, когда на улице холодно? (Включают отопление.)

Какая отрасль экономики обеспечивает нас теплом и светом? (Промышленность.)

Мы с вами сказали, что вода — даровое благо, которое нам даёт природа. Почему же мы платим за пользование водой?

Можно ли пить воду из рек, морей, океанов? Кто помогает нам получить чистую воду прямо в дом? За что же мы платим: за саму воду или за услуги по её очистке и доставке?

Какие продукты питания можно назвать даровым благом от природы? (Грибы и ягоды, которые мы собрали в лесу, рыбу, которую мы поймали в речке.)

Какие продукты даёт нам экономика?

Приведите свои примеры товаров и услуг.

Занесите их в таблицу в рабочей тетради (с. 23, №6).

Практическая работа

Класс делится на группы. Каждая группа получает рисунок с изображением предмета: ножницы, машина, стиральная машина, пылесос, кастрюля, букет цветов. Дети должны рассказать об этом предмете по плану.

План

1. Отрасль экономики, где был произведён предмет.

2. Люди каких профессий участвовали в процессе создания этого товара?

3. Какие материалы использовали для изготовления предмета?

4. Какие услуги можно оказать с помощью этого предмета?

— Если дети затрудняются сказать, какие услуги могут быть оказаны с помощью этих предметов, то учитель помогает им.

Ножницы — стрижка в парикмахерской.

Машина — доставки на такси.

Стиральная машина — услуги прачечной.

Пылесос — услуги по уборке квартиры.

Кастрюля — приготовление пищи в столовых, кафе, ресторанах.

Букет цветов — услуги по оформлению помещений к праздникам.

4. Рефлексия учебной деятельности

В конце урока дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на с. 40-41.

— Какие потребности будут у вас? С помощью каких отраслей экономики их можно удовлетворить? Какие товары вы можете покупать самостоятельно? Услугами каких людей вы пользуетесь? Что нового вы узнали на уроке? О чём узнала Мудрая Черепаха?

Дома дети выполняют задания на с. 41 учебника и № 2 на с. 21 и № 8 на с. 24 в рабочей тетради.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. По знаменитым местам мира. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Полезные ископаемые. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Государственный бюджет. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Животноводство. Плешаков

Нет комментариев. Ваш будет первым!