Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Полезные ископаемые. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: Полезные ископаемые

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах добычи. Научатся различать важнейшие полезные ископаемые.

Учебные материалы: образцы из коллекции полезных ископаемых для начальной школы (железная руда, каменный уголь, нефть, глина, известняк); интерактивная доска; презентации по темам «Глина», «Известняки».

Ход урока

1. Актуализация знаний

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Природные богатства и труд людей — основа экономики».

2. Мотивация учебной деятельности

— Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из составляющих природных богатств — о полезных ископаемых. В конце урока вы должны будете ответить на два вопроса:

1. Для чего добывают полезные ископаемые?

2. Как добывают полезные ископаемые?

3. Работа по теме урока

— Что такое полезные ископаемые? Прочитайте об этом в учебнике на странице 46. Запишите это определение в рабочей тетради (с. 25, № 1).

Вся толща земной коры состоит из разнообразных по свойствам, составу и происхождению горных пород. В свою очередь горная порода состоит из минералов. В жаркий летний день, лежа на берегу реки, мы пересыпаем из руки в руку нагретый песок. Это горная порода. Скульптор работает с вязкой и податливой глиной. Это тоже горная порода. На них не похож прочный и твёрдый гранит. И он тоже — горная порода. Почему они так отличаются друг от друга? Это зависит от тех условий, в которых они образовались.

Познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми.

Практическая работа

Класс делится на группы. Каждая группа получает образцы полезных ископаемых. Работа выполняется по плану на с. 46 учебника. Представитель от группы рассказывает о полезном ископаемом классу. В ходе работы заполняется таблица в рабочей тетради (с. 26, № 2; с. 27, № 4).

Название

Основные свойства

Применение

Железная руда

Чёрного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная

Все изделия из металла

Известняк

Светлый, (белый, серый, желтоватый), твёрдый, плотный, непрозрачный

Мел в строительстве, известь в сельском хозяйстве

Каменный уголь

Чёрный, твёрдый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий

Отопление, изготовление пластмассы, лекарств, красок

Нефть

Жидкая, тёмная, непрозрачная, горючая

Керосин, бензин, масла, лекарства, мыло

Глина

Белая, красная, жёлтая или коричневая, непрозрачная, рыхлая, негорючая

Посуда, кирпич, краны для ванной, алюминий

Гранит

Зернистый, твёрдый, непрозрачный, плотный, негорючий

Строительство, облицовка зданий

4. Работа по теме урока (продолжение)

— О какой горной породе сочинил стихотворение поэт Владимир Демидов?

Солнышко подземное

Когда поднимается солнце над нами,

Смеется подсолнух в широкой панаме,

Светлеет река от задорной улыбки,

Кузнечик играет на тоненькой скрипке,

Проворная ласточка песню щебечет,

Дубы расправляют могучие плечи,

Цветы, как глаза, раскрывают бутоны,

В ладошки зелёные хлопают клены.

И лаской, и красками солнце богато.

Но есть ещё солнце другое, ребята.

Оно необычное, чёрного цвета,

Оно под землёю зимою и летом.

И твёрдо на ощупь, похоже на камень.

И холодно — можно потрогать руками.

Но столько тепла в нём — скажу по секрету, —

Что хватит согреть им всю нашу планету.

От света его города молодеют,

Лишь смелые люди тем солнцем владеют.

Их лица светлы, и открыты их взоры,

Добытчики этого солнца — шахтёры.

— О каком же солнце шла речь в стихотворении?

Это каменный уголь. Что бы вы сказали о человеке, если бы он сказал вам: «Меня сегодня грели солнечные лучи, падавшие на Землю 250 миллионов лет назад».

Этот человек не шутил бы и сказал вам правду.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько лет каменному углю который даёт тепло многим квартирам нашей страны? Ему десятки и даже сотни миллионов лет. В этом угле заключено тепло солнечных лучей, падавших на землю в то время.

Энергию солнечных лучей собрали в себе гигантские растения тех лет, и из их остатков потом образовался каменный уголь. Без угля не смогут работать многие заводы и фабрики, электростанции.

Что получают из железной руды? Что делают из этих металлов? Послушайте сказку.

Чугун и сталь

Промчалась огневой струёй из печи горячая Сталь. Засверкала золотыми звёздами; остыла дорогими слитками и зазналась. Перед серым Чугуном так стала выхвалять себя, что тот чуть не изоржавел от стыда.

— Я, — говорит Сталь, — нержавеющая, нетемнеющая, хитро сваренная. Как алмаз крепка, как змея гибка. Пилить, сверлить, резать — всё могу, на всё пригодна. Хочешь — булатом (мечом) стану, хочешь — иглой. Мостом лягу. Рельсами побегу. Машиной заработаю. Пружиной совьюсь. А ты что, Чугун? На сковородки да на утюги только и годен. Ну да разве ещё на станины второстепенные да на шестерни молотильные. Не ковок, хрупок, как лёд. Немодный металл...

Говорит так Сталь, на весь цех себя славит. И самолётом-то она полетит, и кораблём-то поплывёт, и чем только ни станет. Даже перо писчее не забыла. Часовую стрелку и ту не пропустила. Всё перебрала. Столько наговорила, что и в семи коробах не свезти. Но ничего лишнего не прибавила. Была в её стальном звоне правда.

Конечно, Чугуну далеко до Стали. Только об одном ей забывать не надо бы. О том, что Чугуну родной дочерью доводится. Что ему своей жизнью обязана...

(По Е. Пермяку)

Что значит «Сталь доводится Чугуну родной дочерью»?

Сначала из руды выплавляется чугун, а потом он переплавляется и из него получается сталь. Какие предметы делают из стали? Нужна ли железная руда людям?

Ещё одно полезное ископаемое, которое лежит у вас на столах, — глина. Самая обычная глина. Нужна ли она человеку? Для чего? Что из неё делают?

Учитель показывает слайды с изделиями из глины.

Если педагог не смог составить такую презентацию, то можно прочитать сказку-рассказ «Глиняное серебро».

Лежала у дороги глина. Лежала она без дела, никому не нужная. Деревья на ней не росли, травы глину тоже не любили. Один только дождь её не забывал. А пройдёт дождь, станет глине скучно, вот и зовёт она всех к себе в гости.

Затянула однажды глина к себе колесо. Узнала от него, что люди из глины чудесные вещи делают: тарелки, чашки, кирпичи обжигают, дома строят...

И с тех пор потеряла покой. Надоело ей лежать у дороги, захотелось посудой стать или кирпичом, чтобы пользу приносить, людей радовать. Стала глина дождик просить, уговаривать: «Помоги. Не хочу без дела лежать». Согласился дождь: «Хорошо, помогу. Сегодня же брату ветру скажу».

А ветер шепнул геологу на ухо, что ценная глина без дела лежит. Заинтересовались люди, приехали, посмотрели. Оказалось, что это не простая глина, а боксит. Стали её на заводы возить. Там её жарили, сушили, и стала она не красивой безделушкой, не фарфоровой посудой, а серым, лёгким глиняным серебром, которое люди алюминием назвали. Чего только не делают из него! И самолёты, и машины, и вилки, и ложки, и ножи. Всего не перечесть.

(По М. Гавриловой)

Мы с вами привыкли к тому, что из глины делают посуду. Что ещё можно сделать из определённого сорта глины — боксита?

Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливать раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине. О каком полезном ископаемом я рассказала? Правильно, это известняк. Посмотрите презентацию «Известняки» и расскажите, где они применяются.

Можем ли мы ответить на первый вопрос, заданный в начале урока?

Перейдём ко второму вопросу. Прочитайте статью «Как добывают полезные ископаемые» в учебнике на странице 48.

Рассмотрите фотографии на страницах 48-49. Для чего в море стоит буровая установка? Что здесь добывают?

Нефть и природный газ добывают из недр земли при помощи скважин по трубам. Главная машина для добычи этих полезных ископаемых — буровой станок. С его помощью бурится отверстие, в которое опускаются трубы. Нефть находится под землёй и сдавлена пластами земли, глины, песка и других горных пород. Поэтому она под давлением начинает подниматься по трубам вверх. Нефть могут обнаружить и на морском дне. Тогда её добычу производят со специальных эстакад или с помощью плавучих «островов». Одна из таких нефтедобывающих платформ показана у вас в учебнике.

Что добывают в шахтах? (Каменный уголь.)

Что такое карьер?

В словаре Ожегова даётся такое определение: «Карьер — место открытой разработки неглубоко залегающих ископаемых». Что можно добывать в карьере? (Песок, глину, иногда гранит или уголь.)

Вот мы с вами ответили на второй вопрос нашего урока.

Рассмотрите рисунки в задании 5 на странице 28 в рабочей тетради. Соедините их с названиями.

5. Рефлексия учебной деятельности

— Для чего человек добывает полезные ископаемые? Что из них производят? Перечислите полезные ископаемые, которые вам известны.

Вы угадывали названия полезных ископаемых по описаниям поэтов и писателей. А теперь попробуйте отгадать, о каких ископаемых рассказывал Серёжа.

Дети выполняют задание № 3 на с. 26 в рабочей тетради.

Дома дети выполняют задания на с. 50 учебника и № 6-8 на с. 28-29 в рабочей тетради.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. По знаменитым местам мира. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Для чего нужна экономика? Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Животноводство. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Государственный бюджет. Плешаков

Нет комментариев. Ваш будет первым!