Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Животноводство. Плешаков
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Животноводство
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, что такое животноводство, для чего люди им занимаются. Научатся классифицировать домашних животных.
Учебные материалы: интерактивная доска; презентация на тему «Домашние животные»; карточки с названиями культурных растений; DVD, диск «Природоведение-1» (фильмы «Рыжик и его родня», «Пчелиные истории», «Прошу любить и жаловать»); книга «Что такое? Кто такой?» (Том 1. — М.: Педагогика, 1990.)
Ход урока
1. Актуализация знаний
Учитель прикрепляет на магнитную доску карточки с названиями культурных растений, о которых шла речь на прошлом уроке. Их надо распределить в три группы: зерновые культуры, кормовые культуры, прядильные культуры. Можно добавить задание-ловушку, бреди предложенных растений расположить названия овощей или фруктов.
Кроссворд
По горизонтали:
3. Голова — на ножке,
В голове — горошки. (Мак)
5. Есть былинка-травка —
Клеверу добавка;
В колосе былинки —
Жёсткие щетинки. (Тимофеевка)
7. Любят зайчатки листья-тройчатки
От травки-полевки, красной головки. (Клевер)
8. Паренёк-синеглаз нам рубашки припас. (Лён)
9. Стоит прутик-хлест,
На нём — лисий хвост,
Только не из волоса —
Из чешуек колоса. (Лисохвост)
10. В поле шест-лозинка,
На шесте корзинка —
С чёрными плодами,
С плотными рядами. (Подсолнух)
12. Вырастает он в воде,
Хоть совсем не рыбка;
А положишь на столе —
Беленькая глыбка. (Рис)
По вертикали:
1. Живёт в поле усан —
Ус длиннее, чем сам. (Ячмень)
2. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены;
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Пшеница)
4. Хоть чином и не хан,
На голове — султан;
И с золотом кубышки
Запрятаны под мышки. (Кукуруза)
6. Вот чудеса бывают, ребята:
Выросла в поле белая вата!
Вату колхозом всем убирали.
Срочно на фабрику вату послали,
Будут обновки у наших ребят:
Братишкам — штанишки.
Сестрёнке — халат! (Хлопок)
11. В поле у дорожки
Качаются серёжки,
И каждая — из золота,
На веточке приколота. (Овёс)
Вопросы:
Где можно увидеть растения, указанные в загадках?
Какие из названных растений выращивают в поле?
Какие из названных растений выращивают на лугу?
Какие растения относятся к прядильным культурам?
Для каких целей выращивают прядильные культуры?
Какие растения являются кормовыми культурами?
Для чего выращивают кормовые культуры?
Дополните список полевых и луговых растений.
Люди каких профессий работают в растениеводстве?
Для каких целей растениеводы выращивают зерновые культуры?
Где ещё, кроме поля и луга, люди выращивают культурные растения?
Приведите примеры овощей, фруктов.
2. Мотивация учебной деятельности
— Сегодня на уроке пойдёт речь ещё об одной отрасли сельского хозяйства — животноводстве.
3. Работа по теме урока
— Что такое животноводство? прочитайте об этом в учебнике на странице 56. Запишите определение в рабочей тетради (с. 32, № 1).
Чем, по-вашему, занимаются люди в этой отрасли? Рассмотрите фотографии на страницах 56-57. Вспомните, какие группы домашних животных можем выделить.
Дети называют группы. Учитель записывает их на доске.
• Звери
• Птицы
• Рыбы.
• Насекомые
— Рассмотрите рисунки в рабочей тетради (с. 32, № 2). Укажите группы животных.
Начнём разговор с малочисленных групп. Каких насекомых разводит человек? (Пчёл.)
Что вы знаете о пчёлах?
Учитель показывает фрагменты фильма «Пчелиные истории». Если фильма в распоряжении учителя нет, то продолжается рассказ.
— Раньше человек собирал мёд диких пчёл. Искусственное дупло для пчёл называлось борть, а пчеловодство — бортевым. Со временем пчёл стали разводить в колодах и дуплянках. Это было колодное пчеловодство. В 1814 году был изобретён рамочный улей. И пчеловодство получило название рамочного.
Пчёлы живут семьями, состоящими из одной матки, рабочих пчёл и трутней. В одном улье насчитывается до 60-80 тысяч рабочих пчёл. У каждой из них есть своя профессия: архитектор, строитель, изготовитель стройматериалов, санитар, сторож, сборщик пыльцы и нектара. Пчёлы строят соты, собирают и перерабатывают нектар в мёд, готовят пергу. Перга — это пчелиный хлеб корм для будущего потомства. Рабочие пчёлы выкармливают личинок, ухаживают за маткой, которая откладывает яйца, кормят её, охраняют улей.
Кроме меда, человек получает от пчёл воск, прополис — пчелиный клей, апилак — маточное молочко. Это целебные средства. В медицине также применяется пчелиный яд, который идёт на приготовление многих лекарств.
Как называется место, где располагаются ульи летом? (Пасека.)
Рассмотрите изображение пасеки на фотографии в учебнике на странице 56. Как одет пчеловод? Для чего надевают сетку на лицо? Какие правила поведения с жалящими насекомыми вы знаете?
Что делают с ульями зимой?
Пчеловоды убирают ульи со спящими зимой пчёлами в тёплое помещение. Такое помещение называется омшаник.
Мы привыкли к тому, что человек держит рыбок в аквариуме. Но их не называют домашними. Их называют аквариумными. А каких рыб называют домашними?
Когда говорят о домашних рыбах, то упоминают только одну — карпа. Но кроме него в прудах разводят карасей, форель, толстолобика, лосося. Рассмотрите фотографию прудового хозяйства. Вот в таких сетчатых загонах разводят рыб. В России первые прудовые хозяйства появились в XVIII веке. Как выращивают карпа в хозяйстве?
Весной взрослых рыб сажают в нерестовые пруды. Как только из икры появляются мальки, их пересаживают в специальные пруды, где маленькие карлики достигают 25-30 граммов веса. На зиму мальков пересаживают в зимовальные пруды. Весной молодых рыб пересаживают в нагульные пруды. Это самые большие по площади пруды. Их глубина от 0,5 до 2 метров. К осени карп достигает уже 500 граммов веса и больше. Такую рыбу можно вылавливать.
Вот такая сложная работа — вырастить рыбу. Сколько водоёмов нужно для того, чтобы вырастить карпа?
Как называется помещение, в котором располагаются домашние птицы? Где выводят птенцов на птицефермах? (В инкубаторах.)
Рассмотрите фотографию птицефермы в учебнике. Каких домашних птиц вы знаете? (Кур, гусей, уток, индеек, голубей, перепёлок.)
Что человек получает от птиц? (Яйца, мясо, пух, перья.)
Рассмотрите фотографии в учебнике на странице 57. Кто здесь изображен? Где вы видите коров? Что такое пастбище? Что такое животноводческая ферма? Посмотрим на современные животноводческие фермы.
Учитель показывает фрагменты кинофильма «Рыжик и его родня».
— Как называется специальная смесь из разных кормов? (Комбикорм.)
Во что превращаются скошенные травы? (В сено.)
Каких ещё домашних животных вы знаете?
Мы посмотрели на животноводческие комплексы, а теперь отправимся на ферму и посмотрим, как живут домашние свиньи.
Учитель показывает фрагменты фильма «Прошу любить и жаловать».
— Как трудятся животноводы? Люди каких профессий обслуживают эту отрасль сельского хозяйства?
Прочитайте статью «Как трудятся животноводы» на странице 58 в учебнике.
Как называется врач, ухаживающий за животными? (Ветеринар.)
Давайте откроем книгу «Что такое? Кто такой?» и прочитаем об этой профессии.
Со статьей из книги класс знакомит хорошо читающий ученик.
Слово «ветеринар» означает «лечащий скот». Слово это латинское. Ветеринар — одна из самых древних профессий на земле.
Люди стали врачевать животных со времени их одомашнивания.
В древних государствах понимали, как нужна профессия ветеринара, и очень ценили таких людей. В Древнем Египте существовало учебное заведение, называвшееся «Дом жизни». Здесь учили, как лечить животных. В Древней Греции были лекари лошадей.
Издавна лечили скот и на Руси. Первые письменные упоминания о «коневых лекарях» можно прочитать в книгах XV века.
Сегодня на всех животноводческих комплексах и фермах работают врачи-ветеринары. Они не только лечат животных, но и следят за чистотой животноводческих помещений, наблюдают за здоровьем животных, их кормлением, делают животным предохранительные прививки от заразных болезней.
В городах ветеринары лечат собак, кошек, морских свинок, хомяков, птиц, рыбок и всех других животных, которых мы держим дома.
Есть ветеринары в зоопарках и цирках.
(По книге «Что такое? Кто такой?»)
4. Рефлексия учебной деятельности
— Заполните таблицу «Домашние животные».
Группа животных |
Представители группы |
Рыбы |
|
Птицы |
|
Звери |
|
Насекомые |
|
Дети приводят примеры животных каждой группы, учитель под их диктовку заполняет таблицу, написанную на доске.
— Что нового о домашних животных вы узнали на уроке?
Прочитайте задание № 4 на странице 33 в рабочей тетради. Найдите и исправьте в тексте ошибки.
Ученики работают самостоятельно, затем обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга.
Дети отвечают на вопросы на с. 58-59 учебника.
Дома дети выполняют задания на с. 59 учебника и № 5, 6 в рабочей тетради на с. 33-34
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Для чего нужна экономика? Плешаков
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Полезные ископаемые. Плешаков
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Плешаков
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. По знаменитым местам мира. Плешаков
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Государственный бюджет. Плешаков
Нет комментариев. Ваш будет первым!