Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Животноводство. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Животноводство

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, что такое животноводство, для чего люди им занимаются. Научатся классифицировать домашних животных.

Учебные материалы: интерактивная доска; презентация на тему «Домашние животные»; карточки с названиями культурных растений; DVD, диск «Природоведение-1» (фильмы «Рыжик и его родня», «Пчелиные истории», «Прошу любить и жаловать»); книга «Что такое? Кто такой?» (Том 1. — М.: Педагогика, 1990.)

Ход урока

1. Актуализация знаний

Учитель прикрепляет на магнитную доску карточки с названиями культурных растений, о которых шла речь на прошлом уроке. Их надо распределить в три группы: зерновые культуры, кормовые культуры, прядильные культуры. Можно добавить задание-ловушку, бреди предложенных растений расположить названия овощей или фруктов.

Кроссворд

По горизонтали:

3. Голова — на ножке,

В голове — горошки. (Мак)

 

5. Есть былинка-травка —

Клеверу добавка;

В колосе былинки —

Жёсткие щетинки. (Тимофеевка)

 

7. Любят зайчатки листья-тройчатки

От травки-полевки, красной головки. (Клевер)

 

8. Паренёк-синеглаз нам рубашки припас. (Лён)

 

9. Стоит прутик-хлест,

На нём — лисий хвост,

Только не из волоса —

Из чешуек колоса. (Лисохвост)

 

10. В поле шест-лозинка,

На шесте корзинка —

С чёрными плодами,

С плотными рядами. (Подсолнух)

 

12. Вырастает он в воде,

Хоть совсем не рыбка;

А положишь на столе —

Беленькая глыбка. (Рис)

 

По вертикали:

1. Живёт в поле усан —

Ус длиннее, чем сам. (Ячмень)

 

2. Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены;

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Пшеница)

 

4. Хоть чином и не хан,

На голове — султан;

И с золотом кубышки

Запрятаны под мышки. (Кукуруза)

 

6. Вот чудеса бывают, ребята:

Выросла в поле белая вата!

Вату колхозом всем убирали.

Срочно на фабрику вату послали,

Будут обновки у наших ребят:

Братишкам — штанишки.

Сестрёнке — халат! (Хлопок)

 

11. В поле у дорожки

Качаются серёжки,

И каждая — из золота,

На веточке приколота. (Овёс)

Вопросы:

Где можно увидеть растения, указанные в загадках?

Какие из названных растений выращивают в поле?

Какие из названных растений выращивают на лугу?

Какие растения относятся к прядильным культурам?

Для каких целей выращивают прядильные культуры?

Какие растения являются кормовыми культурами?

Для чего выращивают кормовые культуры?

Дополните список полевых и луговых растений.

Люди каких профессий работают в растениеводстве?

Для каких целей растениеводы выращивают зерновые культуры?

Где ещё, кроме поля и луга, люди выращивают культурные растения?

Приведите примеры овощей, фруктов.

2. Мотивация учебной деятельности

— Сегодня на уроке пойдёт речь ещё об одной отрасли сельского хозяйства — животноводстве.

3. Работа по теме урока

— Что такое животноводство? прочитайте об этом в учебнике на странице 56. Запишите определение в рабочей тетради (с. 32, № 1).

Чем, по-вашему, занимаются люди в этой отрасли? Рассмотрите фотографии на страницах 56-57. Вспомните, какие группы домашних животных можем выделить.

Дети называют группы. Учитель записывает их на доске.

• Звери

• Птицы

• Рыбы.

• Насекомые

— Рассмотрите рисунки в рабочей тетради (с. 32, № 2). Укажите группы животных.

Начнём разговор с малочисленных групп. Каких насекомых разводит человек? (Пчёл.)

Что вы знаете о пчёлах?

Учитель показывает фрагменты фильма «Пчелиные истории». Если фильма в распоряжении учителя нет, то продолжается рассказ.

— Раньше человек собирал мёд диких пчёл. Искусственное дупло для пчёл называлось борть, а пчеловодство — бортевым. Со временем пчёл стали разводить в колодах и дуплянках. Это было колодное пчеловодство. В 1814 году был изобретён рамочный улей. И пчеловодство получило название рамочного.

Пчёлы живут семьями, состоящими из одной матки, рабочих пчёл и трутней. В одном улье насчитывается до 60-80 тысяч рабочих пчёл. У каждой из них есть своя профессия: архитектор, строитель, изготовитель стройматериалов, санитар, сторож, сборщик пыльцы и нектара. Пчёлы строят соты, собирают и перерабатывают нектар в мёд, готовят пергу. Перга — это пчелиный хлеб корм для будущего потомства. Рабочие пчёлы выкармливают личинок, ухаживают за маткой, которая откладывает яйца, кормят её, охраняют улей.

Кроме меда, человек получает от пчёл воск, прополис — пчелиный клей, апилак — маточное молочко. Это целебные средства. В медицине также применяется пчелиный яд, который идёт на приготовление многих лекарств.

Как называется место, где располагаются ульи летом? (Пасека.)

Рассмотрите изображение пасеки на фотографии в учебнике на странице 56. Как одет пчеловод? Для чего надевают сетку на лицо? Какие правила поведения с жалящими насекомыми вы знаете?

Что делают с ульями зимой?

Пчеловоды убирают ульи со спящими зимой пчёлами в тёплое помещение. Такое помещение называется омшаник.

Мы привыкли к тому, что человек держит рыбок в аквариуме. Но их не называют домашними. Их называют аквариумными. А каких рыб называют домашними?

Когда говорят о домашних рыбах, то упоминают только одну — карпа. Но кроме него в прудах разводят карасей, форель, толстолобика, лосося. Рассмотрите фотографию прудового хозяйства. Вот в таких сетчатых загонах разводят рыб. В России первые прудовые хозяйства появились в XVIII веке. Как выращивают карпа в хозяйстве?

Весной взрослых рыб сажают в нерестовые пруды. Как только из икры появляются мальки, их пересаживают в специальные пруды, где маленькие карлики достигают 25-30 граммов веса. На зиму мальков пересаживают в зимовальные пруды. Весной молодых рыб пересаживают в нагульные пруды. Это самые большие по площади пруды. Их глубина от 0,5 до 2 метров. К осени карп достигает уже 500 граммов веса и больше. Такую рыбу можно вылавливать.

Вот такая сложная работа — вырастить рыбу. Сколько водоёмов нужно для того, чтобы вырастить карпа?

Как называется помещение, в котором располагаются домашние птицы? Где выводят птенцов на птицефермах? (В инкубаторах.)

Рассмотрите фотографию птицефермы в учебнике. Каких домашних птиц вы знаете? (Кур, гусей, уток, индеек, голубей, перепёлок.)

Что человек получает от птиц? (Яйца, мясо, пух, перья.)

Рассмотрите фотографии в учебнике на странице 57. Кто здесь изображен? Где вы видите коров? Что такое пастбище? Что такое животноводческая ферма? Посмотрим на современные животноводческие фермы.

Учитель показывает фрагменты кинофильма «Рыжик и его родня».

— Как называется специальная смесь из разных кормов? (Комбикорм.)

Во что превращаются скошенные травы? (В сено.)

Каких ещё домашних животных вы знаете?

Мы посмотрели на животноводческие комплексы, а теперь отправимся на ферму и посмотрим, как живут домашние свиньи.

Учитель показывает фрагменты фильма «Прошу любить и жаловать».

— Как трудятся животноводы? Люди каких профессий обслуживают эту отрасль сельского хозяйства?

Прочитайте статью «Как трудятся животноводы» на странице 58 в учебнике.

Как называется врач, ухаживающий за животными? (Ветеринар.)

Давайте откроем книгу «Что такое? Кто такой?» и прочитаем об этой профессии.

Со статьей из книги класс знакомит хорошо читающий ученик.

Слово «ветеринар» означает «лечащий скот». Слово это латинское. Ветеринар — одна из самых древних профессий на земле.

Люди стали врачевать животных со времени их одомашнивания.

В древних государствах понимали, как нужна профессия ветеринара, и очень ценили таких людей. В Древнем Египте существовало учебное заведение, называвшееся «Дом жизни». Здесь учили, как лечить животных. В Древней Греции были лекари лошадей.

Издавна лечили скот и на Руси. Первые письменные упоминания о «коневых лекарях» можно прочитать в книгах XV века.

Сегодня на всех животноводческих комплексах и фермах работают врачи-ветеринары. Они не только лечат животных, но и следят за чистотой животноводческих помещений, наблюдают за здоровьем животных, их кормлением, делают животным предохранительные прививки от заразных болезней.

В городах ветеринары лечат собак, кошек, морских свинок, хомяков, птиц, рыбок и всех других животных, которых мы держим дома.

Есть ветеринары в зоопарках и цирках.

(По книге «Что такое? Кто такой?»)

4. Рефлексия учебной деятельности

— Заполните таблицу «Домашние животные».

Группа животных

Представители группы

Рыбы

 

Птицы

 

Звери

 

Насекомые

 

Дети приводят примеры животных каждой группы, учитель под их диктовку заполняет таблицу, написанную на доске.

— Что нового о домашних животных вы узнали на уроке?

Прочитайте задание № 4 на странице 33 в рабочей тетради. Найдите и исправьте в тексте ошибки.

Ученики работают самостоятельно, затем обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга.

Дети отвечают на вопросы на с. 58-59 учебника.

Дома дети выполняют задания на с. 59 учебника и № 5, 6 в рабочей тетради на с. 33-34

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. По знаменитым местам мира. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Для чего нужна экономика? Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Полезные ископаемые. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Государственный бюджет. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Плешаков

Нет комментариев. Ваш будет первым!