Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Государственный бюджет. Плешаков
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Государственный бюджет
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, что такое государственный бюджет. Научатся объяснять, из чего складывается государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны.
Учебные материалы: карточки с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы»; DVD; диск «Приключения Буратино».
Ход урока
1. Актуализация знаний
Учитель показывает фрагмент из кинофильма «Приключения Буратино», в котором Буратино сажает деньги на Поле Чудес.
- Чего не знал Буратино? (Деньги и вещи не вырастают на деревьях сами по себе. Вещи делают люди и за это получают зарплату.)
Учитель показывает фрагмент, в котором Буратино меняет свою «Азбуку».
- Какой вид обмена совершил Буратино?
Дети дают свои ответы.
- Какие виды обмена вы знаете?
Дети дают варианты ответов.
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Что такое деньги».
- Соотнесите термин, записанный на доске, с его определением.
Зарплата |
часть денег, отложенная на будущее |
Деньги |
денежная единица каждой страны |
Валюта |
прямой обмен одних товаров на другие |
Сбережения |
товар, который можно обменять на любой другой |
Бартер |
плата за работу |
2. Мотивация учебной деятельности
— Мы с вами многое узнали о деньгах и их истории. Понятно, что без денег очень сложно совершать какие-либо приобретения, оплачивать услуги.
Без денег не может обходиться ни человек, ни государство. Ведь государство так же, как и мы, совершает покупки (например, закупает что-то в другой стране), оплачивает какие-то услуги. Сегодня мы познакомимся с очень серьёзным понятием «государственный бюджет».
3. Работа по теме урока
— Мы с вами часто слышим по радио и телевизору сообщения: «Правительство утвердило бюджет на следующий год».
А что это значит? Что означает слово «бюджет»?
Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «бюджет».
— В словаре Ожегова это слово объясняется так: «Бюджет — смета доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определённый срок». Смета — это подсчёт. Таким образом, бюджет можно представить в виде какой-то таблицы, в которую заносятся все доходы и расходы государства или какого-то лица.
У нас с вами появились два новых слова — доходы и расходы.
Учитель прикрепляет на доску карточки с этими словами.
— Вот эти три слова будут представлять для нас с вами интерес на уроке. Прочитайте их толкование в учебнике на странице 71.
Дети читают второй и третий абзацы.
— Что такое доходы? Это деньги, которые попадают в бюджет. Откуда государство получает эти деньги?
Основной источник поступления денег в бюджет государства — это сбор налогов.
Прочитайте определение, записанное на доске: «Налог — государственный сбор с населения и предприятий».
Кто платит налоги? (Люди и предприятия.)
Все ваши родители платят налог, то есть они отдают часть денег из зарплаты государству. Этот налог называется подоходным.
Ещё в бюджет государства поступают пошлины — особый вид государственного налога. Государство берёт с нас пошлину, то есть определённые деньги за оформление свидетельства о рождении, получение паспорта, оформление права на наследство и многое другое.
Есть налог, который мы платим за приобретение некоторых товаров. Он уже входит в стоимость товара и называется акциз. Акциз берётся с населения при покупке спиртного, табачных изделий, ювелирных украшений, автомобилей.
Существует ещё налог за пользование землёй. Этот налог платят многие ваши родители, у которых есть дачи. Существует ещё много различных налогов, которые платят граждане или организации, фирмы.
За уплатой налогов следит налоговая инспекция. В эту организацию в конце года сдаются данные о доходах каждого человека за год.
Из всех этих налогов формируется бюджет государства.
Дети выполняют задание № 1 на с. 39 в рабочей тетради.
- Для чего мы отдаём часть заработанных нами денег государству? У государства много расходов, то есть трат, которые необходимы нам же с вами. Что это за расходы? Прочитайте об этом в учебнике.
Дети читают статью с нижнего абзаца на с. 72 до конца с. 73.
— Давайте занесём в таблицу профессии людей, которые получают зарплату из бюджета.
Дети заполняют таблицу в задании № 2 на с. 40 в рабочей тетради.
На что государство расходует деньги? Это расходы, которые заносятся в бюджет страны и планируются каждый год. Но существует ещё множество непредвиденных расходов. Вспомните, как часто в последнее время в стране стали происходить теракты. Государство оплачивает лечение пострадавших, переселяет людей из разрушенных домов. На всё это тоже идут деньги из бюджета.
Кто составляет государственный бюджет и следит за его исполнением? Федеральный бюджет России утверждается Государственной Думой Федеральным собранием. Правительство готовит проект бюджета, то есть приблизительно подсчитывает предполагаемые доходы и расходы страны на год. Правительство и отвечает за исполнение бюджета. Оно организует сбор налогов и контролирует распределение денег на нужды бюджета.
Что должно сделать правительство, если расходы страны превысили ее доходы?
Если государство тратит больше, чем оно должно, то образуется дефицит. В таком случае оно должно занимать деньги, брать кредиты.
Какой бюджет будет лучше? Выберите нужную диаграмму:
а) в котором доходы больше, чем расходы;
б) в котором доходы равны расходам;
в) в котором доходы меньше расходов.
Конечно, лучше, когда доходы превышают расходы. Тогда у государства остаются средства на повышение пенсий, стипендий, пособий, зарплат госслужащим.
Представьте, что вы налоговые инспекторы. Что бы вы сказали человеку, который не хочет платить налоги?
4. Рефлексия учебной деятельности
— Вспомните, из чего состоят доходы государства? Какие виды налогов вы знаете? Какие статьи расходов закладываются в бюджет государства каждый год?
Дети отвечают на вопросы на с. 74 учебника. Если учителю позволяем время, то дети выполняют задание в рабочей тетради (составляют математическую задачу на тему «Государственный бюджет»).
Дома дети выполняют задания на с. 74 учебника и № 4 на с. 41 в рабочей тетради.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. По знаменитым местам мира. Плешаков
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Животноводство. Плешаков
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Для чего нужна экономика? Плешаков
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Полезные ископаемые. Плешаков
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Плешаков
Нет комментариев. Ваш будет первым!