Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Государственный бюджет. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Государственный бюджет

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, что такое государственный бюджет. Научатся объяснять, из чего складывается государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны.

Учебные материалы: карточки с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы»; DVD; диск «Приключения Буратино».

Ход урока

1. Актуализация знаний

Учитель показывает фрагмент из кинофильма «Приключения Буратино», в котором Буратино сажает деньги на Поле Чудес.

- Чего не знал Буратино? (Деньги и вещи не вырастают на деревьях сами по себе. Вещи делают люди и за это получают зарплату.)

Учитель показывает фрагмент, в котором Буратино меняет свою «Азбуку».

- Какой вид обмена совершил Буратино?

Дети дают свои ответы.

- Какие виды обмена вы знаете?

Дети дают варианты ответов.

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Что такое деньги».

- Соотнесите термин, записанный на доске, с его определением.

Зарплата

часть денег, отложенная на будущее

Деньги

денежная единица каждой страны

Валюта

прямой обмен одних товаров на другие

Сбережения

товар, который можно обменять на любой другой

Бартер

плата за работу

2. Мотивация учебной деятельности

— Мы с вами многое узнали о деньгах и их истории. Понятно, что без денег очень сложно совершать какие-либо приобретения, оплачивать услуги.

Без денег не может обходиться ни человек, ни государство. Ведь государство так же, как и мы, совершает покупки (например, закупает что-то в другой стране), оплачивает какие-то услуги. Сегодня мы познакомимся с очень серьёзным понятием «государственный бюджет».

3. Работа по теме урока

— Мы с вами часто слышим по радио и телевизору сообщения: «Правительство утвердило бюджет на следующий год».

А что это значит? Что означает слово «бюджет»?

Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «бюджет».

— В словаре Ожегова это слово объясняется так: «Бюджет — смета доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определённый срок». Смета — это подсчёт. Таким образом, бюджет можно представить в виде какой-то таблицы, в которую заносятся все доходы и расходы государства или какого-то лица.

У нас с вами появились два новых слова — доходы и расходы.

Учитель прикрепляет на доску карточки с этими словами.

— Вот эти три слова будут представлять для нас с вами интерес на уроке. Прочитайте их толкование в учебнике на странице 71.

Дети читают второй и третий абзацы.

— Что такое доходы? Это деньги, которые попадают в бюджет. Откуда государство получает эти деньги?

Основной источник поступления денег в бюджет государства — это сбор налогов.

Прочитайте определение, записанное на доске: «Налог — государственный сбор с населения и предприятий».

Кто платит налоги? (Люди и предприятия.)

Все ваши родители платят налог, то есть они отдают часть денег из зарплаты государству. Этот налог называется подоходным.

Ещё в бюджет государства поступают пошлины — особый вид государственного налога. Государство берёт с нас пошлину, то есть определённые деньги за оформление свидетельства о рождении, получение паспорта, оформление права на наследство и многое другое.

Есть налог, который мы платим за приобретение некоторых товаров. Он уже входит в стоимость товара и называется акциз. Акциз берётся с населения при покупке спиртного, табачных изделий, ювелирных украшений, автомобилей.

Существует ещё налог за пользование землёй. Этот налог платят многие ваши родители, у которых есть дачи. Существует ещё много различных налогов, которые платят граждане или организации, фирмы.

За уплатой налогов следит налоговая инспекция. В эту организацию в конце года сдаются данные о доходах каждого человека за год.

Из всех этих налогов формируется бюджет государства.

Дети выполняют задание № 1 на с. 39 в рабочей тетради.

- Для чего мы отдаём часть заработанных нами денег государству? У государства много расходов, то есть трат, которые необходимы нам же с вами. Что это за расходы? Прочитайте об этом в учебнике.

Дети читают статью с нижнего абзаца на с. 72 до конца с. 73.

— Давайте занесём в таблицу профессии людей, которые получают зарплату из бюджета.

Дети заполняют таблицу в задании № 2 на с. 40 в рабочей тетради.

На что государство расходует деньги? Это расходы, которые заносятся в бюджет страны и планируются каждый год. Но существует ещё множество непредвиденных расходов. Вспомните, как часто в последнее время в стране стали происходить теракты. Государство оплачивает лечение пострадавших, переселяет людей из разрушенных домов. На всё это тоже идут деньги из бюджета.

Кто составляет государственный бюджет и следит за его исполнением? Федеральный бюджет России утверждается Государственной Думой Федеральным собранием. Правительство готовит проект бюджета, то есть приблизительно подсчитывает предполагаемые доходы и расходы страны на год. Правительство и отвечает за исполнение бюджета. Оно организует сбор налогов и контролирует распределение денег на нужды бюджета.

Что должно сделать правительство, если расходы страны превысили ее доходы?

Если государство тратит больше, чем оно должно, то образуется дефицит. В таком случае оно должно занимать деньги, брать кредиты.

Какой бюджет будет лучше? Выберите нужную диаграмму:

а) в котором доходы больше, чем расходы;

б) в котором доходы равны расходам;

в) в котором доходы меньше расходов.

Конечно, лучше, когда доходы превышают расходы. Тогда у государства остаются средства на повышение пенсий, стипендий, пособий, зарплат госслужащим.

Представьте, что вы налоговые инспекторы. Что бы вы сказали человеку, который не хочет платить налоги?

4. Рефлексия учебной деятельности

— Вспомните, из чего состоят доходы государства? Какие виды налогов вы знаете? Какие статьи расходов закладываются в бюджет государства каждый год?

Дети отвечают на вопросы на с. 74 учебника. Если учителю позволяем время, то дети выполняют задание в рабочей тетради (составляют математическую задачу на тему «Государственный бюджет»).

Дома дети выполняют задания на с. 74 учебника и № 4 на с. 41 в рабочей тетради.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Полезные ископаемые. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Для чего нужна экономика? Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. По знаменитым местам мира. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Животноводство. Плешаков

Нет комментариев. Ваш будет первым!