Свидетельство о публикации бесплатно

Конспект урока по окружающему миру «Солнце, растения и мы с вами», 3 класс. Школа России

Окружающий мир в 3 классе. Тема: Солнце, растения и мы с вами

Цели: развивать устную монологическую речь в единстве с обогащением знаниями об окружающем мире, о связи солнца, растений и людей, интеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации; содействовать воспитанию бережного отношения к природе; познакомить с ролью растений в поддержании жизни на Земле.

Оборудование: схемы: «Питание растений», «Дыхание растений», кроссворд (плакат на доске).

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Вот книжки на столе, а вот - тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II. Создание эмоционального настроя.

Учитель. Ребята, чтобы вы чувствовали себя спокойно и уверенно, давайте поделимся друг с другом положительной энергией. Образуем большой круг, взявшись за руки. Пожелайте мысленно добра ребятам, которых вы держите за руки, и передайте им хорошее настроение.

- А теперь вспомним то, что вы изучили на прошлом уроке.

III. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

Учитель. Учащиеся, у которых на столах лежат карточки, выполняют задание. По окончании работы включайтесь в работу с классом.

Учащиеся выполняют задания на карточках.

- Перечислите группы животных, с которыми познакомились на прошлом уроке.

Учащиеся. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

Учитель. Назовите одного-двух представителей каждой из перечисленных групп.

Учащиеся отвечают. Учитель демонстрирует картинки с изображением диких и домашних животных.

Учитель. На какие группы можно разделить животных, изображённых на картинках.

Учащиеся. Дикие и домашние животные.

Учитель. Почему они так называются?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Чтобы проверить правильность ответа - переверните белые полоски бумаги.

- Как называется наука о животных?

Учащиеся. Наука о животных называется зоологией.

Учитель. Составьте это предложение из слов, данных на доске.

Зоология - наука о животных.

- Составьте второе предложение.

Ботаника - наука о растениях.

- Что изучает эта наука? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Дышит, растёт, а ходить не может.

(Растение.)

- А сейчас проведём блицопрос.

Учитель. Орган, который образуется из цветка. В нём развиваются семена.

Учащиеся. Плод.

Учитель. Орган растения, который растёт вверх. По нему проходят питательные вещества.

Учащиеся. Стебель.

Учитель. Орган, который растёт вниз, находится в почве.

Учащиеся. Корень.

Учитель. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит.

Учащиеся. Листья.

Учитель. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается.

Учащиеся. Семена.

Учитель. Орган растения, из которого развиваются плоды.

Учащиеся. Цветок.

IV. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами почувствуем себя в роли учёных-ботаников. Мы будем изучать и исследовать жизнь растений. Итак, рассмотрим значение растений как источника питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека.

То есть рассмотрим взаимосвязь:

СОЛНЦЕ ➙ РАСТЕНИЯ  ➙ ЧЕЛОВЕК

V. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель. Как слова «СОЛНЦЕ», «РАСТЕНИЯ», «ЧЕЛОВЕК» распределить на 2 группы.

Учащиеся. Солнце - неживая природа, растения, человек - живая природа.

Учитель. Назовите признаки живой природы.

Учащиеся. Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.

Учитель. А теперь давайте рассмотрим, как растения дышат и питаются.

VI. Изучение нового материала.

Учитель. Растения дышат так: из воздуха они поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

- А как же растения питаются? Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

- Но как же растения получают питательные вещества - сахар и крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть. Даже самые знаменитые учёные долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана.

Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу - сахар и крахмал. Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.

- Почему же для работы этой «кухни» требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа. Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получать сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества. А вместе с этими веществами и необходимую им для жизни энергию.

Происходит вот что. растения улавливают энергию солнечного света, запасают её в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

Учёные сделали и другое открытие: в зелёной «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.

Эту истину знаю отроду

И её никогда не таю:

«Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою».

М. Романова

Динамическая минутка.

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.

Мы с вами входим в лес.

(Ходьба на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес!

(Разведение рук в стороны.)

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

(Поднять руки вверх.

Выполнить покачивание руками влево, вправо.)

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

(Согнуть руки в локтях.

Встряхнуть кистями рук.)

В сторону руки - плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

(Развести руки в стороны.

Сымитировать взмахи крыльев.)

Как они тихо садятся,

Покажем - крылья сложили назад.

(Отвести руки назад.)

Наклонились и присели,

(Наклонить туловище вниз. Присесть.)

Заниматься тихо сели.

(Сесть тихо за парты.)

VII. Первичная проверка понимания изученного.

Учитель. Сравните 2 схемы: «Питание растений» и «Дыхание растений». Чем они похожи? Чем отличаются?

Учащиеся выполняют задание. Учитель фиксирует признаки сходства и различия в таблице.

Сравнительная характеристика питания и дыхания у растений

Признаки для сравнения

Питание (фотосинтез)

Дыхание

Энергия

Поглощается

Выделяется

Органические вещества

Накапливается

Расходуются

Место и время протекания

Хлоропласта, днем

Митохондрии, без перерыва

Кислород

Выделяется

Поглощается

Углекислый газ

Поглощается

Выделяется

VIII. Обобщение и систематизация знаний.

1. Сообщения о деревьях.

Учитель. Сейчас, ребята, я предлагаю вам калейдоскоп интересных, сообщений.

Заранее подготовленные учащиеся читают свои сообщения о деревьях.

2. Решение экологических задач.

Учитель. А теперь давайте решим задачи на экологическую тему: 1 га хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 т пыли, а 1 га лиственного леса - 50-70 т пыли. Какие деревья лучше очищают воздух?

Учащиеся. Лучше очищают воздух лиственные деревья.

Учитель. А вы знаете, что помимо кислорода, растения выделяют фитонциды. Фитонциды - это ароматические вещества, убивающие бактерии.

На доске появляется запись.

1 га лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов,

1 га хвойного леса - 5 кг, 1 га можжевелового леса - 30 кг. Какой лес выделяет фитонцидов больше?

Учащиеся. Можжевеловый.

IX. Итог урока.

Учитель. Над какой темой работали? Что нового узнали на уроке?

X. Рефлексия.

Учитель. Я предлагаю вам выразить своё отношение к уроку. Выберите из предложенных фраз ту, которая соответствует вашему состоянию на уроке:

На уроке было интересно.

Урок заставил меня задуматься.

Я хочу, чтобы таких уроков было больше.

Мне на уроке было скучно.

Учащиеся выбирают фразу, соответствующую их состоянию на уроке.

Домашнее задание.

Прочитать статью из учебника. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя».

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Для чего нужна экономика? Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Государственный бюджет. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Полезные ископаемые. Плешаков

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Животноводство. Плешаков

Нет комментариев. Ваш будет первым!